Храм Казанской иконы Божией Матери - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

08.Святитель Владимир (Шимкович) митрополит Воронежский и Задонский исповедник (+1926)

 

Святитель Владимир (Шимкович)

митрополит Воронежский и Задонский исповедник (+1926)

Святитель Владимир (Шимкович) митрополит Воронежский и Задонский исповедник родился 26 января 1841 года в селе Тереховка Гомельского уезда Могилевской губернии в семье священника. При крещении будущий святитель был назван Василием. Начальное образование Василий Шимкович получил дома, затем учился в Могилевской духовной семинарии. После окончания, которой продолжил образование в Киевской духовной академии. В 1867 году будущий Воронежский архипастырь окончил духовную академию. После вступления в брак, в следующем году будущий исповедник веры был рукоположен в священный сан для одной из приходских церквей в Могилеве. В 1870 году священник Василий Шимкович назначен

преподавателем Могилевской духовной семинарии. В 1872 году стал членом Могилевской духовной консистории (епархиального управления). В 1879 году за продолжительную добросовестную службу в консистории священник Василий Шимкович был возведен в сан протоиерея. В 1884 году протоиерей Василий Шимкович овдовел, после чего довольно скоро принял монашество с именем Владимир. Через несколько недель определением Святейшего Синода иеромонах Владимир (Шимкович) был назначен настоятелем Могилевского Братского монастыря с возведением в сан архимандрита. Священноначалие Русской Православной Церкви по достоинству оценило административные пастырские и аскетические труды архимандрита Владимира (Шимковича) и сочло его достойным архиерейской хиротонии. 9 мая 1887 года состоялось рукоположение архимандрита Владимира во епископа Нарвского, одного из викариев Петербургской епархии.

   В 1890 году епископ Владимир (Шимкович) стал правящим архиереем Сумской епархию. Через два года будущий Воронежский митрополит был переведен на Екатеринославскую кафедру. В 1896 году местом его архипастырского служения стал Екатеринбург. Довольно непростой климат уральской земли скоро дал о себе знать, через считанные месяцы у епископа Владимира значительно ухудшилось состояние здоровья. В связи с этим 2 июня 1897 года Преосвященный Владимир епископ Екатеринбургский был уволен на покой с местопребыванием в Корсунском монастыре Таврической епархии. 31 января 1900 года Императором было одобрено постановление Святейшего Синода “о бытии пребывающему на покое в Херсонесском Святого Владимира монастыре Таврической епархии преосвященному Владимиру епископом Острогожским, викарием Воронежской епархии”. В марте епископа Владимира (Шимковича) торжественно встречала епархия. Сразу же новый викарий был назначен настоятелем древнего, тихого и немноголюдного Свято-Алексеевского Акатова монастыря, расположенного в черте города Воронежа. Епископ Владимир был верным помощником правящего архиерея Воронежской епархии архиепископа Анастасия (Добрадина). Преосвященный Владимир с усердием трудился на Воронежской земле: инспектировал сельские приходы и духовные училища, рукополагал для епархии священников и диаконов, освящал храмы, участвовал в работе Церковного историко-археологического комитета и миссионерского общества. Он был председателем епархиального училищного совета, где много потрудился в деле развития начального образования в Воронежской губернии через укрепление системы церковно-приходских школах. По настоянию епископа Владимира в Алексеевском Акатовом монастыре была отремонтирован главный двухэтажный храм обители и организованы для прихожан воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинками, которые привлекали сотни горожан и жителей, близлежащих поселений. В первом ярусе надвратной колокольни попечением Епископа Острогожского Владимира был устроен домовой храм, который был освящен 27 июня 1903 года во имя преподобного Сергия Радонежского. Крытым переходом этот храм соединялся с покоями епископа-настоятеля. В мае 1913 года преосвященный епископ Осторгожский Владимир (Шимкович) возглавил погребение почившего архиепископа Воронежского и Задонского Анастасия. Новым правящим архиереем Воронежской епархии Святейший Синод назначил архиепископа Тихона (Никанорова), будущего Воронежского священномученика. Епископ Владимир для нового Воронежского архипастыря стал опорой и верным помощником, несмотря на почтенный возраст он активно трудился на благо Воронежской паствы и Отечества. В революционную пору основной удар безбожных властей был направлен на священномученика Тихона (Никанорова) архиепископа Воронежского и Задонского, как на правящего архиерея Воронежской епархии и на главную обитель Воронежской земли Благовещенский Митрофанов монастырь, поэтому Алексеевский монастырь и его преосвященного настоятеля, в первые революционные годы был оставлены в стороне. Епископ Владимир (Шимкович) искренне поддерживал архиепископа Тихона (Никанорова) и неустанно призывал людей сохранять верность Церкви Христовой и не оставлять молитвы за страждущее Отечество. Оба иерарха не покинули свою паству в один из самых тяжелый для Воронежской епархии периодов ее истории, хотя имели такую возможность покинуть Воронеж вместе с отступавшим корпусом генерала Добровольческой армии А.Г. Шкуро. На третий день Рождества Христова, 9 января 1920 года, архиепископ Воронежский и Задонский Тихон (Никаноров) был повешен отрядом красноармейцев прямо в Благовещенском соборе, на Царских вратах, во время богослужения. Подобного рода расправ, которая помимо священномученика Тихона постигла, по некоторым данным, еще около 160 воронежских пастырей-страдальцев, чудом миновала Осторгожского епископа. Отпевание и достойное погребение первого Воронежского архипастыря-новомученика, подготовленное епископом Владимиром с участием епископа Новохоперского Модеста (Никитина), состоялось только 2 марта 1920 года. Летом 1920 года по благословению святителя Тихона (Белавина) Патриарха Всероссийского Воронежскую епархию было поручено возглавить архиепископу Тихону (Василевскому), который вынужден был после февраля 1917 года по требованию мирян и клириков Курской епархии подать прошение об отставке, и находился на покое. Во второй половине 1922 года почти все воронежское духовенство во главе с архиепископом Тихоном (Василевским), включая и викарных епископов, перешло в обновленчество. Лишь небольшая часть епископата и духовенства, сохранила верность патриарху Тихону, осознавая всю пагубность обновленческого движения для Русской Церкви, среди которых был и епископ Острогожский Владимир (Шимкович). Епископ Владимир, хотя открыто и не заявлял о неповиновении правящему архиерею, все же воздерживался от общения с обновленческим ВЦУ и не выполнял его распоряжений. Такая позиция Преосвященного Владимира позволила ему, избежав запрещение в священнослужении за непослушание правящему архиерею, который официально еще не был осужден, возглавить все верное Святейшему Патриарху Тихону духовенство и приходы. Именно это спасло это духовенство от арестов, а приходы от закрытия, в том момент, когда Патриарх Тихон был еще в заключении. Лишь 14 (27) июня 1923 года Патриарх Тихон был освобожден из тюрьмы ГПУ и возвратился в Донской монастырь. Практически сразу после освобождения Святейший Патриарх Тихон выступает довольно резко против обновленчества и призывает иерархов, поддержавших обновленческое ВЦУ, к покаянию. После того как от архиепископа Воронежского и Задонского Тихона (Василевского) покаяния не последовало епископ Осктрогожский Владимир прекратил с ним общение. В июле 1923 года собрание воронежского духовенства и верующих, сохранивших верность Патриарху Тихону, в Никольском храме постановило просить Святейшего Патриарха Всероссийского Тихона принять епархию в каноническое общение, сместить Тихона (Василевского) и утвердить во главе ее епископа Владимира (Шимковича). Патриарх принял это предложение, 8 августа 1923 года епископ Острогожский Владимир был назначен управляющим Воронежской епархией “с возведением в сан архиепископа за долговременную службу архиереем”. В тот момент архиепископу Воронежскому и Задонскому Владимиру (Шимковичу) в Воронеже подчинялись всего пять общин: в Акатова и Покровского монастырей, Воскресенского, Петропавловского и Троицкого на Терновой поляне храмов.

Архиепископ Владимир (Шимкович) крайне дорожил общением со святителем Тихоном (Белавеным) патриархом Всероссийским, как со зримым символом единства Русской Церкви и подлинным исповедником веры Христовой, ставя его в известность обо всем происходящем в епархии. В этот тяжелый период его архипастырского служения святитель Владимир был несколько раз заключен под арест, в связи с его бескомпромиссной позицией в отношении обновленческого раскола и неуклонным следованием распоряжениям Всероссийского Патриарха Тихона. В августе 1925 года, уже после кончины Патриарха Тихона, архиепископ Воронежский и Задонский Владимир (Шимкович) патриаршим Местоблюстителем, будущим священномучеником, митрополитом Крутицким Петром (Полянским) был возведен в сан митрополита, как защитник православия и истовый борец с обновленчеством. В воспоминаниях современников так рисуется его облик: “Своим тихим, ласковым светом, своей необыкновенной, проникновенной теплотой и вниманием он согревал всех, приходивших к нему. Он не был блестящим архиереем. Его тихий свет не был заметен на далеком расстоянии, но кто знал владыку митрополита близко, всей душой предан ему и до конца дней своих сохранит в сердце его светлый образ”.

Активная проповедническая деятельность митрополита Воронежского Владимира (Шимковича) и молодого епископа Бутурлиновского Митрофана (Поликарпова), отъезд из Воронежа главы обновленцев лжемитрополита Тихона (Василевского) привели к оттоку верующих от раскольников, и к значительному уменьшению числа их приходов. После ареста в 1924 году епископа Митрофана в Воронеж, по благословению священноначалия, стал часто приезжать епископ Старицкий Петр (Зверев), будущий Воронежский священномученик, чтобы помочь в служении и управлении епархией престарелому и все более слабеющему митрополиту Владимиру. Священноисповедник Владимир (Шимкович) митрополит Воронежский и Задонский сподобился блаженной кончины в Рождественскую ночь с 6 на 7 января 1926 года. Его погребение так описано очевидце событий А.А. Поспеловым: “Бывший викарий Острогожский Владимир, затем архиепископ и, наконец, Митрополит Воронежский, в возрасте 87 лет, живя все время в бывшем Алексеевском монастыре и отправляя богослужения, болел немного и скончался 6-го сего января (в Рождественский сочельник по старому стилю) в 8 часов вечера, а 12-го назначены похороны его здесь же, под церковью, так как особая депутация выхлопотала отмену запрещения хоронить (разрешалось лишь на общем Чугуновском кладбище). Почитание старца весьма велико, судя по тому паломничеству, которое было все эти дни и ночи, это что-то невероятное; бедность митрополита выявилась сбором тарелочным “на похороны”; рытье могилы происходило при участии богомольцев, выносивших землю из церкви в ограду; множество плачущих не только женщин, но и мужчин; духовенства собралось множество, почесть вообще достойная и при современных условиях жизни – поразительная. Хоронить приехал митрополит Курский и Обоянский Назарий (Кириллов) и епископ Старицкий Петр (Зверев). 12 января (нового стиля) состоялись похороны при громадном стечении молящихся; одних священников было более 30; вообще – очень трогательно прощалась паства со своим владыкою. Видимо, всколыхнулись воронежцы, а вот местная пресса не проронила ни одного звука по поводу такого очевидно крупного события в жизни населения, “темного и, конечно, невежественного” с точки зрения безбожника”. Погребен святитель Владимира митрополит Воронежский исповедник в склепе под полом Алексеевско-Владимирской церкви, за правым клиросом. Пока обитель действовала, все панихиды служились исключительно над могилой Воронежского архипастыря-исповедника. После закрытия властями летом 1931 года Свято-Алексеева Акатова монастыря могилу святителя Владимира вскрыли. Честные останки священноисповедника Владимира были изъяты и помещены в фонд Воронежского антирелигиозного музея. В начале Великой Отечественной войны основаная часть фондов Воронежских музеев была эвакуировна в Казахстан. К числу наиболее ценных экспонатов антирелигиозного музея, подлежавших обязательной эвакуации, относились мощи святых и останки иерархов, хранившиеся в запасниках музея, в числе которых были честные мощи святителя Митрофана первого епископа Воронежского и святителя Владимира (Шимковича) митрополитва Воронежского. Эвакуация спасла от уничтожения эти великие святыни.

В 1943 году после возвращения основной части музейных фондов в Воронеж краеведческий музей был объединен с антирелигиозным музеем, в здании которого была размещена основная экспозиция единого областного краеведческого музея. Музейные работники при приёме на хранение экспозиции бывшего воронежского антирелигиозного музея положили в раку святителя Митрофана останки митрополита Воронежского Владимира (Шимковича), о чем свидетельствует музейная инвентарная опись, которая была обнаружена в раке в 1989 году. Честные же мощи святителя Митрофана епископа Воронежского еще 1964 году тайно были переданы епископу Воронежскому Владимиру (Котлярову). Святые мощи хранились в архиерейском домовом храме рядом с Покровским кафедральным собором, где духовенство отдавало им должное почтение, хотя, по условиям того времени, эта информация особо не разглашалась. В 1989 году, когда было получено официальное разрешение от властей перенести мощи святителя Митрофана в Покровский собор для поклонения верующих, епархиальным властям из краеведческого музея была передана старая рака, в которой некогда хранились мощи святителя Митрофана, с честными останками святителя Владимира митрополита Воронежского. Эта святыня была помещена в Знаменском архиерейском домовом храме. Смуты и потрясения не повлияли на непоколебимую веру святителя Владимира (Шимковича) митрополита Воронежского в торжество православия, он не пошел ни на какие компромиссы и остался верен тому выбору, который сделал в дни своей юности. Прославлен святитель Владимир (Шимкович) митрополит Воронежский и Задонский исповедник вместе с сонмом Новомучеников и Исповедников Российских от безбожников избиенных Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей в 1981 году. После восстановления канонического общения Русской Православной Церкви с Русской Православной Церковью Заграницей в мае 2007 года священноисповедник Владимир (Шимкович) митрополит Воронежский является месточтимым святым Русской Православной Церкви Заграницей. Введу сего, вопрос об обретении честных останков святителя Владимира доселе не поднимался. Память священноисповедника Владимира (Шимковича) митрополита Воронежского и Задонского совершается в день его блаженной кончины 24 декабря (6 января), а так же во дни соборных памятей: Новомученников и Исповедников Российских – в ближайшее воскресение к 25 января (7 февраля) и Воронежских святых – 4 (17) сентября.

 Чтец Константин Рева

 

Тропарь, глас 4

Верности Христу добрый образе, / первосвятителей Московских прилежный сподвижниче, / раскола неленостный обличителю, / святителю богомудре Владимире, / Воронежская славо и утверждение, / моли Христа Бога / даровати Отечеству нашему мир, / граду твоему от напастей ограждение // и душам нашим спасение.

Кондак, глас 5

Подвигом добрым подвизавшегося, / Воронежскаго светильника, / Отрогожскаго архипастыря и молитвенника, / исповедника Христова богоглаголиваго Владимира / восхвалим днесь, вернии. / Сей бо кротости и терпения путь показал еси, / научая ны благонравному житию, / егоже молитвами, Долготерпеливе Господи, / страну нашу в вере соблюди // и спаси души наша.


Назад к списку