Храм Казанской иконы Божией Матери - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

06.Святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский, чудотворец (+1846)

Святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский, чудотворец (+1846). Житие

Святитель Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский, чудотворец в миру Авраамий Гаврилович Смирницкий, родился 29 октября 1773 года в слободе Повстин Пырятинского уезда Полтавской губернии. Старший сын в многодетной семье протоиерея, дома учился грамоте по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе, помогая отцу как псаломщик. Однажды Господь чудом сохранил отроку жизнь, когда тот по дороге в храм упал в прорубь. В 1783 году Авраамий был отдан в школу, где за смиренный и тихий нрав получил фамилию Смирницкий. По окончании Киевской Духовной Академии одним из лучших студентов богословского курса в августе 1796 года Авраамий Смирницкий поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. Еще во время обучения в Академии будущий Воронежский святитель прежде учебных занятий ежедневно молился за ранней литургией в Киево-Печерской Лавре, избегал студенческих увеселений.

21 февраля 1797 года был пострижен в монашество митрополитом Киевским и Галицким Иерофеем (Малицким) с наречением имени в честь преподобного Антония Печерского, 12 апреля 1797 года рукоположен во иеродиакона тем же архиереем. Иеродиакон Антоний был заведующим лаврской библиотекой, в качестве особого послушания читал собственные проповеди, впоследствии был известен далеко за пределами лавры как блестящий проповедник.

20 ноября 1799 года будущий Воронежский святитель был рукоположен митрополитом Киевским и Галицким Гавриилом (Бодони-Банулеско) в иеромонаха. 25 января 1808 года митрополит Киевским и Галицким Серапионом (Александровским) назначил иеромонаха Антония заведующим лаврской типографией.

Иеромонах Антоний (Смирницкий) был строгим постником, благодетелем для бедных, молитвенником, аскетом, по некоторым данным носил власяницу, часто ночи проводил в молитвенном бдении. Отличался нестяжательностью, раздавал нищим большую часть своего жалования.

20 сентября 1814 года иеромонаху Антонию было определено быть начальником Ближних пещер. После чего довольно скоро им было подано прошение о принятии великой схиму, которое было отклонено.

2 января 1815 года игумен Антоний (Смирницкий) был назначен наместником Киево-Печерской лавры, через два года митрополит Киевский Серапионом возвел его в сан архимандрита. Будучи наместником Лавры, соблюдал строгое молитвенное правило, установил ежедневное совершение братией акафиста Успению Божией Матери в благодарность Пресвятой Деве за спасение Киева и Лавры от нашествия французов в 1812 году.

Еще в 1816 году игумен Антоний (Смирницкий) принимал в Киево-Печерской лавре императора Александра I и великого князя Николая Павловича (будущего – императора Николая I). После этого визита в течение всей жизни игумен Антоний имел как благоволение императоров, так и милость всего царского двора, что в дальнейшем особенно проявилась на Воронежской кафедре.

В начале 1826 года по рекомендации митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова) наместник Киево-Печерской лавры архимандрит Антоний (Смирницкий) был избран епископом на вдовствующую Воронежскую кафедру. 31 января 1826 года в Киево-Печерской Лавре состоялось рукоположение лаврского наместника во епископа Воронежского и Черкасского, которое возглавил Киевский Митрополит. Вскоре после рукоположения епископ Антоний сказал: «Вот, при всем своем недостоинстве, я — архиерей. Господу угодно было показать Свое милосердие и всемогущество надо мною. Скоро должен я ехать на Воронежскую епархию. Не надеюсь на себя, но там есть два святителя Христовых — Митрофан и Тихон. Их молитвы, как благонадежный якорь душе моей, меня подкрепят и мне помогут».

Воронежская епархия была в ту пору весьма обширной: она включала в себя всю область земли Донской, простираясь до Азова. Прежде чем познакомиться со всей вверенной ему епархией, преосвященному Антонию решить массу церковных проблем в самом Воронеже, из-за многочисленности которых, святитель в течении трех лет не имел возможности покинуть кафедральный город. В начале своего пребывания на Воронежской кафедре Антоний обновил архиерейский дом, расширив Крестовую домовую церковь, перестроил здание консистории и соборную колокольню. Начав обозрение епархии, Владыка старался глубоко вникать в приходскую жизнь, стремился посетить каждую церковь, встречавшуюся ему на пути. После обычной архиерейской встречи он всегда обращался с живым словом назидания к собравшемуся народу. В тех местах, где назначался ночлег, он, если ему позволяло время, служил всенощное бдение; если же приезжал поздно, то сразу уединялся для молитвы, иногда проводя в молитвенном делании всю ночь, и только под утро немного отдыхал, сидя на стуле, после чего утром служил Литургию.

Ввиду обширности епархии, приделы которой достигали Азовского моря, при всей неутомимости епископ Антоний был не силах посетить самые дальние пределы вверенного его попечению края. Именно поэтому Святейший Синод 5 апреля 1829 года выделил из состава Воронежской Новочеркасскую епархию, в которую вошла область Войска Донского наиболее удаленная часть Воронежской епархии. Это решение святителем Антонием, со скорбью переживавшим невозможность посетить отдаленные приходы своей епархии, было воспринято с радостью. Тогда же Воронежский архипастырь получил титул епископа Воронежского и Задонского. Епархией в новых пределах было значительно легче управлять, что во многом позволило Воронежскому святителю Антонию посетить большую часть храмов епархии.

Особой заботой преосвященного Антония было устроение в епархии монашеской жизни. Его трудами в 1828 году была восстановлена древнейшая обитель Воронежского края – Свято-Успенский Дивногорский монастырь. По ходатайству епископа Антония был переведен на прежнее более достойное место Свято-Успенский Предтеченский монастырь, были созданы иноческие общины, будущих Задонского Богородице-Тихонового Тюнинского и Белогорского Воскресенского монастырей.

Будучи подробно осведомлен в состоянии приходов Воронежской епархии, Воронежский святитель, проявлял особую заботу о устроении новых и поддержании старых храмов. Так известно, что на средства благотворителей, а так же на собственное сбережения архипастыря были возобновлены и отремонтированы практически все приходские храмы. За годы архипастырского святителя Антония на Воронежской земле было построено 63 новых храма. Так в 1841 году святитель Антоний освятил Покровский храм в Воронеже, который с 1948 по 2009 года являлся кафедральным собором епархии. В 1845 году с благословения Воронежского святителя Антония было начато строительство собора во имя Владимирской иконы Божией Матери (архитектор К.Тон) в Богородицком Задонском мужском монастыре, а так же возобновлен Михайло-Архангельский собор в Благовещенском Митрофановском монастыре.

Вместе с заботой о рукотворных храмах святитель Антоний не оставлял попечения о храмах душ человеческих, посредствам приобщения верующих к святоотеческому наследию. Так он был одним из инициаторов перевода на русский язык творений святых отцов, в особенности преподобного Ефрема Сирина, первое собрание творений которого было издано в 1829 году. Помимо этого епископ Антоний способствовал развитию церковного издательского дела, большими тиражами издавая душеполезные назидания, иконы, акафисты, что существенно послужило делу духовного просвещения всех слоем населения губернии.

Особое попечение о своей пастве святитель Антоний проявил во время эпидемий холеры 1830 и 1831 годах. В 1830 году во дни наибольшего распространения эпидемии епископ Антоний объявил в Воронеже трехдневный пост, совершал молебны, участвовал в многочисленных крестных ходах по городу и его окрестностям. По милости Божией, молитвами святителя Антония в те дни эпидемия не коснулась Воронежа. В 1831 году епископ Антоний издал указ по епархии о непременно безвозмездных отпеваниях в местах подверженных эпидемии. Архипастырь благословил причащать Святых Христовых Тайн больных в холерных больницах, а так же повсеместно служить молебны об избавлении от мора. После того как по молитвам пред Дивногорской (Сицилийской) иконой Пресвятой Богородицы прекратилась эпидемия на юге Воронежского края святитель Воронежский Антоний возобновил в епархии повсеместное почитание этого иконы Божией Матери.

   Одной из главнейших забот епископа Воронежского и Задонского Антония стала подготовка к прославлению святителя Митрофана, первого епископа Воронежского.

С самой кончины первого Воронежского архипастыря Митрофана, последовавшей в 1703 году, жители города и окрестностей, очень его почитавшие, нередко приходили к гробнице святителя и служили панихиды. До 1718 года тело святителя Митрофана два раза переносили, и оба раза оно было явлено нетленным. Это не могло быть сокрыто от народа, и число приходящих на поклонение честным его останкам неуклонно возрастало. В дни памяти святителя Митрофана число богомольцев из Воронежа и соседних губерний доходило до нескольких тысяч. Многие заявляли, что они испрашивали себе с верой помощи у святителя и получали исцеление от различных тяжких недугов.

В 1830 году святитель Антоний начал подготовку материалов к прославлению Святителя Митрофана и впервые обратился в Святейший Синод с особым донесением. 25 июня 1831 года, после повторного донесения в Синод, мощи были признаны нетленными, а чудеса над гробом и от мантии святого – истинными. Святитель Антоний, вспоминая эти события, рассказывал: «Еще ничего не было известно, как приносят мне из Сарова записку от отца Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового угодника Божия». Преподобный Серафим Саровский чудотворец имел к архиепископу Антонию, «жителю из села Божией Матери, лавры ее Печерской постриженику», особое благоговейное отношение, часто направлял к нему богомольцев за духовным советом. Называл преподобный Серафим, по свидетельству современников, Преосвященного Антония не иначе как «великим архиереем Божиим» и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались.

6-7 августа 1832 года Антоний, в сослужении члена Святейшего Синода архиепископа Тверского и Кашинского Григория (Постникова), возглавил торжества по обретению мощей первого Воронежского архипастыря, на которых присутствовало более 60 тысяч верующих со всех концов России. Через 40 дней после этого торжества на поклонение прибыл император Николай I. 23 ноября 1832 года епископ Антоний торжественно переложил мощи в новую серебряную раку, подаренную воронежским купечеством.

6 декабря 1832 года высочайшим повелением святитель Антоний за ревностные труды по управлению вверенной ему епархии был возведен в сан архиепископа.

25 июня 1833 года святые мощи святителя Митрофна были перенесены из Михайло-Архангельского в возобновленный стараниями архиепископа Воронежского Антония Благовещенский кафедральный собор. Попечением святителя Антония было написано несколько полных житий святителю Митрофану, акафист, служба, которые получили одобрение Святейшего Синода.

1 сентября 1836 года трудами архиепископа Антония, по благословению Синода, был открыт первоклассный Благовещенский Митрофановский монастырь при Воронежском кафедральном Благовещенском соборе, где покоились мощи Святителя Митрофана. Обитель, настоятелем которой был назначен архиепископ Воронежский Антоний, стала одним из важнейших религиозных центров России, привлекающим ежегодно десятки тысяч паломников.

Почитание первого Воронежского святителя было настолько широко распространено в Воронежской губернии, что в 1833-1845 годах в епархии по благословению святителя Антония было освящено более 20 храмов и приделов, устроенных в честь Святителя Митрофана.

Особое внимание архиепископ Воронежский Антоний уделял развитию духовного образования в Воронежском крае. В 1837-1838 годах были открыты духовные училища в Задонске и Павловске. Количество воспитанников Воронежской семинарии при святителе Антонии возросло с 485 в 1827 году до 665 в 1845 году. Воронежский архипастырь регулярно посещал экзамены в семинарии и училищах, приглашал на них губернатора, предводителя дворянства и купечество, которые охотно материально поддерживали духовные школы. Сам святитель Антоний с отеческой любовью относился к семинаристам, из личных средств поддерживая, бедных воспитанников семинарии и училищ.

Объезжая благочиния Воронежской епархии, после богослужения по благословению архиепископа Антония часто устраивались народные обеды. Архипастырь сам посещал тюрьмы, утешая страждущих заключенных, оказывал помощь нуждающимся как из личных средств, так и из сумм опекаемого им «попечительства о бедных духовного звания» и «Воронежского попечительного о бедных комитета». В 1830 году святитель Антоний открыл особый Воронежский тюремный комитет, в 1833 году устроил подписку в пользу голодающих, пожертвовал значительные суммы в Приказ общественного призрения на устройство благотворительных обедов. В 1834 году губернатор и дворянство Воронежа организовали беспрецедентный по тем временам Комитет для строительства жилья на месте сгоревших городских домов, в работе которого архиепископ Антоний принял активное участие, в результате было выстроено более 100 домов в Ямской слободе Воронежа.

Святитель Антоний посылал пожертвования в монастыри Иерусалима, Вифлеема, на Синайскую гору и на Афон. По благословению архиепископа Воронежского Антония в русском Пантелеимонавом монастыре на Афоне был построен первый за пределами России храм во имя святителя Митрофана первого епископа Воронежского. До сегодняшнего дня в этой афонской обители благоговейно сохраняется почитание святителя Митрофана, которого братия монастыря считает одним из своих особых покровителей, а так же с особой благодарностью сохраняется память о святителей Антонии архиепископе Воронежском, как о щедром благодетели и заступнике.

Дважды, в конце 30-х и начале 40-х годов XIX века, архиепископ Антоний подавал императору и обер-прокурору прошения об увольнении на покой в Киево-Печерскую лавру по состоянию здоровья, но оба раз получил отказы. После чего «однажды, - как вспоминал святитель Антоний, - в видении услышал голос святителя Митрофана: «Епископство есть сораспятие Христу на кресте, а с креста не сходят, но им возносятся или снимаются». Более святитель об увольнении на покой не просил. 28 октября 1841 года в помощь архиепископу Антонию в Воронежской епархии было учреждено Острогожское викариатство. Первым епископом Острогожским стал Иринарх (Попов).

Еще, будучи архимандритом лавры, святитель Антоний ежегодно 13 августа служил заупокойную литургию и панихиду по второму светильнику Воронежской земли - епископу Тихону (Соколову) Задонскому чудотворцу. Причиной трепетного почитания архиепископом Антонием святителя Тихона, была благоговейная любовь к обширному письменному наследию Задонского чудотворца, которую сохранял святитель Антоний со студенческих лет. Народное почитание епископа Тихона (Соколова), в годы архипастырского служения в Воронежской епархии архиепископа Антония, существенно преумножилось, в том числе попечением самого Воронежского архиерея. Особым знамением Божией милости к почитателям святителя Тихона Задонского чудотворца стало обретение 20 мая 1846 года его честных мощей нетленными, о чем свидетельствовал Святейшему Синоду в своем донесении архиепископ Антоний. В октябре 1846 года святитель Антоний вновь сообщал Синоду о широком всенародном почитании епископа Тихона и после повторного освидетельствования мощей ходатайствовал о его прославлении. За несколько часов до кончины архиепископ Антоний писал императору Николаю I о всеобщем почитании святителя и просил высочайшего разрешения на прославление второго Воронежского святителя.

В последний год своей жизни, несмотря на существенную немощь, архиепископ Антоний сам возглавлял освящение нескольких храмов в отдаленных частях епархии. Вплоть до своей блаженной кончины святитель продолжал регулярно посещать богослужения, когда из-за недугов сам не мог служить, непременно молился в алтаре, занимался епархиальными делами.

20 декабря 1846 года в полдень, благословив присутствующих, получив последнее напутствие по окончании чтения отходной святитель Антоний архиепископ Воронежский и задонский тихо отошел ко Господу.

Святитель Антоний был погребен 27 декабря 1846 года у Благовещенского собора Митрофанова монастыря, в склепе, близ усыпальницы святителя Митрофана, над местом погребения была положена чугунная плита.

В 1914 г. трудами последнего наместника Благовещенского Митрофанова монастыря архимандрита Александра (Кременецкого) и А. А. Полянского на пожертвования почитателей А. над могилой была устроена часовня-усыпальница и мраморное надгробие. В связи с массовым народным почитанием было учреждено «целодневное служение панихид». В 1914 году в Воронеже была создана особая комиссия, которая осматривала честные останки святителя Антония, которые оказались нетленными, сохранилось даже его облачение. Святые мощи были переложены в новый гроб, а вход в могилу замурован. К Поместному Собору Русской Православной Церкви 1917-1918 годов были подготовлены материалы для канонизации святителя Воронежского Антония, которые из-за преждевременного окончания Освященного собора, так и не были рассмотрены.

24 сентября 1953 года архиепископ Воронежский Иосиф (Орехов) в рапорте на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия I указывал на широкое почитание святителя Антония среди верующих епархии. К данному сообщению было приложено ходатайство «о перенесении честных останков архиепископа Антония» в ограду Покровского кафедрального собора, в связи с началом строительных работ на месте снесенного Митрофанова монастыря. На что от властей так и не удалось получить разрешения. В августе 1956 года состоялось перенесение останков святителя Антония на городское кладбище, где они и были захоронены, после чего место нахождения могилы святителя было утеряно.

В начале 90-х годов XX века на территории Свято-Алексеева Акатова женского монастыря был устроен некрополь с захоронениями Воронежских архиереев, останки которых были перенесены с разрушенных городских кладбищ. Имя архиепископа Антония упоминается на одном из надгробий, однако неизвестно, находится ли здесь его честные останки или нет.

26 мая 2003 года святитель Антоний архиепископ Воронежский и Задонский чудотворец был прославлен в лику местночтимых святых Воронежской епархии, а в 2008 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви святитель Антоний был причислен к лике общецерковных святых.

Память святителя Антония (Смирницкого) архиепископа Воронежского и Задонского совершается в день его блаженной кончины 20 декабря (2 января), в день прославления 10 (23) мая, а также в день соборной памяти Воронежских святых – 4 (17) сентября.

Составитель чтец Константин Рева

 Источники: http://www.pravenc.ru/text/116018.html, http://www.vob.ru/saints/svt/svt_anton/main.htm

 

Тропарь, глас 4

Предивнаго житель селения Божия Матери, / от Небесныя смирением изрядно украшаемь, / Воронежу третие светило благодати, / святых Митрофана и Тихона сонаследниче, / святителю отче наш Антоние, / моли Милостивого Бога / граду твоему мир даровати, / Отечеству утверждение // и душам верных спасение.

Ин тропарь, глас 8.

Православия наставниче, чистоты зерцало, / монашеского жития ревнителю и нищих питателю, / отеческаго попечения о пастве твоей добрый образе, / от юности себе смиривый и десницею Христовою в славу святых возвышенный, / земли Воронежской украшение, Антоние отче наш / в трудех святительских Митрофану и Тихону поревновавый, / с нимиже в небесех ныне ликуя, нас поминай, моляся Спасу // всех мир мирови даровати и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 3

От юности твоея всего себе Господеви отдал еси, / в пещерах Киевских богомудренно пребывая, / и оттуду во епископа пастве Воронежстей поставленный, / святителю Христов Антоние всечестне, / в трудех, бдениих и молитвах добле подвизался еси. / И тако во смирении достиг добродетелей совершенства / и Церкви Святей истинного послушания, / паки в Небесныя Обители вселился еси, / с великими во святых Митрофаном и Тихоном, предстоя Престолу Христову, / Владыку Спаса всех моли, // оставление грехов получити нам и велию милость.

Ин кондак, глас 3

Днесь земля Воронежская веселия исполняется, / во иерарсех великаго Антония память чествующи: / той бо любовию Христовою воспламенився, / молитвами, бдением и пощением храм Духа Святаго себе устроил еси, / от Негоже вразумляем, паству церковную премедре упасл еси; / мы же, таковаго ходатая ко Христу Богу имуще, с верою вопием: // спасай нас молитвами твоими, Антоние отче наш.

 Службу совершаем по Минее общей: глава 10. Служба святителю единому


Назад к списку