Храм Казанской иконы Божией Матери - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

04а_Как подготивиться к исповеди.

Смертный грех в православии

В православной традиции смертным рассматривается любой грех, который отдаляет от Бога, лишает благодати и губит душу (если человек не имеет покаяния). Так, святитель Игнатий Брянчанинов говорит о смертных грехах: «Если кто умрет в смертном грехе, не успев покаяться в нем, его душа идет во ад. Ей нет никакой надежды на спасение». Игнатий Брянчанинов указывает, что святые отцы «уподобляют смертный грех тяжелому камню», а несмертный — песчинке. В соответствии с этой аналогией: если человек с камнем на шее окажется в воде, то утонет. Точно так же тонет человек «в пропастях ада» под тяжестью смертного греха. В отличие от смертного греха, несмертные грехи затрагивают всех людей, включая святых, но не губят душу. Однако оставлять их без внимания нельзя, поскольку это может привести к совершению серьёзных грехов. Кроме того, по указанной аналогии песчинки мелких грехов могут скопиться в таком большом числе, что по весу не будут уступать тяжелому камню смертного греха. Епископ Феофан Затворник указывает, что «грех является смертным, если кто преступает ясную заповедь Божию, с греховным желанием и услаждением, с сознанием самого себя и греховности дела». В нравственном богословии XIX века смертный грех определяется: «Смертным грехом нужно почитать всякий тяжкий грех, который, овладевая душою человека, делается в нём господствующим, подавляет в нём духовную жизнь, ожесточает его сердце нераскаянностью, делая его неспособным к принятию благодати Божией. Такие грехи называются смертными как потому, что свидетельствуют об омертвении в нас любви к Богу и ближним и вообще духовной жизни, так и потому, что, лишая нас Царствия Божия, подвергают вечной погибели и смерти». В катехизисе «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» киевского митрополита Петра Могилы XVII века смертные грехи разделены на три вида.

К первому виду смертных грехов относятся такие, которые служат источником для множества других грехов, как, например, объявление несправедливой войны, а также греховные страсти или пороки: чревоугодие, блуд, корыстолюбие, гнев, гордыня, зависть, леность.

Ко второму виду смертных грехов относятся грехи, называемые грехами против Духа Святого, под чем понимается различное упорство против Бога. В число таких грехов входят: отчаяние в спасении, излишняя надежда на доброту Бога при упорном нежелании вести добродетельную жизнь, откладывание покаяния, богоборство, жизнь в злобе, зависть к духовным совершенствам других. Сюда относят также грех, называемый хулой Святого Духа, который согласно Евангелию «не простится ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31-32). Под этим грехом в православном богословии понимается явное и сознательное отвержение Иисуса Христа, когда истина о нём очевидна через совершение чудес при помощи Святого Духа. В православной традиции этот грех не прощается не потому, что для его прощения нет милосердия Бога, а потому, что согрешающий не раскаивается и делается неспособным принять прощение.

К третьему виду смертных грехов относятся грехи, традиционно называющиеся «вопиющими к небу», куда входят такие грехи как: умышленное убийство, «содомский грех», притеснение нищих, вдов и сирот, лишение платы работников, оскорбление родителей.

Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями

1. Чревообъядение

Объядение, пьянство, не хранение и разрешение постов, тайноядение1, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого не хранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.

2. Любодеяние

Блудное разжение, блудные ощущения и пожелания тела, блудные ощущение и пожелания души и сердца (скоктание2), принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Осквернение истицанием3. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние, Грехи блудные противоестественные: малакия4, мужеложство, скотоложство и им подобные.

3. Сребролюбие

Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться, Размышление о средствах к обогащению. Мечтание богатства. Опасение старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие5. Неверие Богу, неупование на Его промысел. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любление подарков. Присвоение чужого. Лихва6. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. Гнев

Вспыльчивость, приятие гневных помыслов; мечтание гнева и отмщения, возмущения сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. Печаль

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6. Уныние

Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Частые выходы из кельи, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны7. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие

Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам, гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их пред людьми и отцем духовным. Лукавство. Словооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость

Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость8 ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Прелесть. Лжеименный9 разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление Христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.

------------------------------------------------------------------------------

Таинство покаяния

Таинство покаяния установлено Иисусом Христом для того, чтобы христианин, согрешивший после крещения, мог получить прощение грехов и вновь восстановить или же умножить благодать, полученную при св. Крещении. Для того, чтобы удостоиться этого прощения грехов и восприятия Божией благодати, необходимо: 1) исповедать - т.е. открыть все свои грехи священнику; 2) чистосердечно раскаяться в них; 3) принять возложенную духовником епитимию.

Во-первых, необходимо исповедать все свои грехи, по крайней мере, тяжкие, важные, соделанные со времени последней исповеди. Если хотя один грех сознательно утаен, умышленно не высказан - то вся исповедь недействительна, святотатственной ни один грех не прощен. Если же во время исповеди какой-нибудь грех не был сказан по забывчивости только - исповедь действительна, все грехи отпущены, но все же забытый грех необходимо сказать на следующей исповеди.

Вторым необходимым условием таинства покаяния является сердечное и полное раскаяние, сопровождаемое твердой решимостью никогда и ни за что в будущем не грешить. Раскаяние есть сокрушение сердца или скорбь о своих грехах; скорбь о том, что мы за все благодеяния Бога и за Его неимоверную любовь к нам воздаем полною неблагодарностью, грехом; что мы, сыны Божий и наследники Царства небесного - грехом лишаем себя благодатной жизни и повергаем себя в рабство диавола. Эта скорбь должна быть всеобщая, т.е. мы должны гнушаться всеми без исключения грехами: нельзя примириться с Богом, если в душе нашей останется привязанность хотя бы к одному тяжкому греху. Поэтому истинное раскаяние совершенно немыслимо без твердой решимости исправиться во всем, без искреннего намерения избегать всего, что ведет к греху, а равно принимать все необходимые средства к исправлению. И если бы кто-нибудь не думал исправиться, если бы намеревался и далее грешить, исповедь при таком настроении была бы недействительна, святотатственна. Готовность возместить причиненный нами ближнему вред, а равно готовность простить, даже врагам своим, все нанесенные нам обиды - являются точно также необходимым условием истинного покаяния.

Но мало грешнику покаяться, мало исповедать все свои грехи, на нем лежит еще обязанность исправить совершенную перед Богом неправду. Различными способами можно это исполнить: перенесением, напр., всех допускаемых Богом страданий, болезней, недостатков, гонений, далее - нашими добрыми делами, предпринимаемыми с Целью умилостивить Бога, Которого мы оскорбили нашими грехами, но лучше всего исправляем мы совершенную перед Богом неправду исполнением положенной нашим духовником епитимий.

Епитимия есть наказание, которое священник, как духовный врач и судья, налагает на исповедавшегося для очищения его души и восстановления правды Божией. Обычно служат к тому пост, молитва, подаяние милостыни, хождение к святым местам, чистое говение, иногда отлучение от причастия на определенное время. Епитимию, положенную духовником, следует безотлагательно и в точности исполнить.

Приготовление к таинству покаяния:

Прочитай сердечно молитву: Царю Небесный...

Затем приступи к внимательному и серьезному испытанию своей совести.

Испытание совести

Когда ты последний раз исповедовался? Не забыл ли ты или не утаил на исповеди какого-нибудь тяжкого греха? Не причащался ли Св. Таин недостойно? Выполнил ли назначенную духовником епитимию? Примирился ли перед исповедью с ближними? Простил ли от души обидчиков?

Грехи против Бога:

Любил ли ты Бога более всего? Не читал чего, не думал, не говорил, или не слушал чего-либо против Бога и против веры? Не сомневался ли в истинах и догматах св. Церкви, не роптал ли на Бога? Не произносил ли хулы на Господа Бога, или на святых, на св. Церковь и на обряды ее? Не божился ли напрасно? Не нарушал ли клятвы, обетов, присяги? Ежедневно ли и усердно молился? Всегда ли по воскресеньям и праздникам участвовал в церковном богослужении? Хорошо ли держал себя в храме? Не исполнял ли сам по праздникам тяжелой работы и не заставлял ли других работать? Соблюдал ли посты? Не занимался ли гаданием, чародейством?

Грехи против ближнего:

Любил ли ты своих родителей, повиновался ли им, почитал ли их? Не причинял ли им огорчения, не осуждал ли их, молился ли за них? Хорошо ли жил со своими родными? Почитал ли своих наставников и начальников, повиновался ли им? Добросовестно ли исполнял свои обязанности? Старательно ли воспитывал детей? Как относился к своей супруге? Не обижал ли кого словом или делом? Не оскорбил ли, не презирал, не проклинал ли? Не мстил ли ты, не имел ли на кого злобы, не желал ли кому зла? Не соблазнил ли кого на грех? Не подстрекал ли к побоям или вообще к причинению вреда или насилия другим? Не убил ли кого, не повредил ли здоровью ближнего? Не истреблял ли какими-нибудь средствами зачавшегося плода? Не изменял ли супружеской любви и верности? Не крал ли, не удерживал и не утаивал ли чужого? Не испортил ли чужой собственности? Не приобретал ли чего обманом, хитростью? Не тратил ли напрасно денег? Платил ли ты долги? Милосерд ли ты был для бедных, справедлив ли для всех? Не лгал ли ты, не обманывал? Не клеветал ли, не осуждал ли ближнего словом или мысленно, не сплетничал ли? Не давал ли ложного показания на суде? Не подозревал ли напрасно кого-нибудь в злом поступке? Не наговаривал ли других к злобе, зависти, ненависти? Не завидовал ли другим, не гордился ли? Не бранил ли ближнего оскорбительными словами? Не смеялся ли над ближним?

Грехи против самого себя:

Не сердился ли, не проклинал, не сквернословил ли? Не думал ли нанести вред своему здоровью? Не злоупотреблял ли пищею и напитками? Боролся ли с нечистыми мыслями? Не имел ли добровольно неприличных плотских похотей, желаний и чувств? Не читал ли безнравственных книг? Не смотрел ли на неприличные, бесстыдные вещи или картины? Не случалось слушать неприличные разговоры, слова, песни? Не совершал ли каких срамных вещей сам с собой или с другими? Не был ли ленив в исполнении своих обязанностей?

------------------------------------------------------------------------------

ЧИН ИСПОВЕДИ

Исповедуюся Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице славному и поклоняемому Отцу и Сыну и Святому Духу во всех моих грехах, зле мною содеянных мыслью, словом, делом и всеми моими чувствы.

Согрешил я пред Господом и Спасителем моим неблагодарностью, маловерием и неверием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

   Согрешил вероломством и неверностью, непостоянством в добродетели, легкомыслием, суетностью, тщеславием, боязливостью, ропотом, унынием, малодушием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

   Согрешил я, Господи: самолюбием, гордостью, унижением других, завистью, ненавистью, злобою, ехидством, грубостью, дерзостью, жестокостью. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

   Согрешил объядением, пьянством, курением, леностью, похотью, блудом, нечистотою. - Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

   Согрешил своенравием, самочинием, непослушанием, неповиновением, строптивостью нрава. - Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

   Согрешил корыстолюбием, скупостью, жадностью, лукавством, клеветою, придирчивостью, божбою, лицемерием. - Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

   Согрешил похищением, татьбою, присвоением чужого, утаением найденного, обвешиванием и обманом в купле и продаже, поблажкою и потворством грехам и преступлениям. - Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

   Согрешил я, Господи: суетным провождением времени, пустословием, празднословием, сквернословием, игрою в карты, страстью к чтению пустых книг, нерадением к чтению Священного Писания и других духовных и душеполезных книг. - Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

   Согрешил недоброжелательством, зложелательством, злорадством, злопамятством. - Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

   Согрешил небрежностью к молитве как к церковной, так и домашней, суеверием, гаданием. - Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

   Согрешил недобросовестным исполнением служебных обязанностей, роскошью, неуважением к старости, оскорблением родителей, придумыванием извинения своим грехам и самооправданием вместо самоосуждения и самообличения, подстрекательством на зло, проклятием на ближнего, ругательством, убийством. - Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!

   Каюсь во всех беззакониях своих, горько сокрушаюсь о согрешениях и впредь, при Божией помощи, буду от них блюстись.

   Прости меня, отче честный, и будь мне свидетелем в день Суда против обличителя моего диавола, что все сие я исповедал и, по данной тебе от Бога власти прощать кающимся грехи, разреши от них и помолися, да управит Господь путь мой во спасение.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Тайноядение – вкушение пищи в неположенное время, так, чтобы никто не видел. Употребление пищи тайком (из жадности, стыда или нежелания делиться, при нарушении поста, при употреблении недозволенной еды и т. д.).

2. Скоктание - внешнее и внутреннее: щекотка, чесотка, ласкотание.

3. Истицание. - это блудное разжение, блудные ощущения (скоктание - внешнее и внутреннее: щекотка, чесотка, ласкотание), принятие нечистых помыслов беседа "с ним", услаждение "ими", соизволение "им", медление "в них".
Блудные мечтания и пленения.

4. Малакия, рукоблудие - грех, который имел свои корни от приятных осязательных ощущений кожного покрова. Это блудный грех, или вид любодеяния.

5. Корыстолюбие - стремление к личной выгоде, обогащению, наживе, жадность к деньгам.

6. Лихва, - прибыль, процент с отданного взаймы капитала. Любая корыстная прибыль, чрезмерная прибыль при денежных расчетах.

7. Кощунство, 1) оскорбление религиозной святыни. 2) Глумление, надругательство над чем-нибудь глубоко почитаемым, над тем, что свято и дорого кому-нибудь.

8. Дебелый – крепкий, толстый не пробиваемый

9. Лжеименный, - это разум, который всё толкует ложно, превратно, дает ложные имена вещам, путает всё на свете.

10. Любостяжание - излишнее попечение о богатстве и приобретении земных благ. Любостяжание есть забота о земных благах  сверх необходимого для жизни, когда человек больше заботится о себе, пренебрегая любовью к Богу и ближнему. Грех любостяжания  относится к идолопоклонству, поскольку идол есть предмет обожествления, а любящий богатство (любостяжатель) обожествляет богатство и служит ему, оберегая его и приумножая его любой ценой...

11. Любодеяние – Блудное разжжение, блудные ощущения и положения души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения.

Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные (блуд, прелюбодеяние, противоестественные грехи)

12. Любопытствонарушение девятой заповеди Декалога. Любопытство – извращённая, страстная любознательность (подглядывание и подслушивание, желание знать чужие грехи и тайны). Любопытство привело прародителей человечества к грехопадению.

13. Лукавствохитрость, коварство. Лукавый (от слав. лука – изгиб) – одно из наименований диавола, которое указывает на нравственную искривленность, лживость, неискренность демона. Существующие наименования врага рода человеческого передают различные его свойства. Сатана означает противник, диавол переводится как клеветник....Лукавство есть изобретательность на злые умыслы, когда человек, прикрывшись чем-то добрым и предлагая это другому, как приманку, тем самым приводит в исполнение свой умысел

14. Ложь – намеренное искажение истины. Девятая заповедь однозначно запрещает ложь.

15. Лихоимание, лихоимство – греховная страсть, заключающаяся в приобретении выгоды за счет затруднительного положения ближнего, «страсть иметь все больше и больше, от которой умножение стяжаний без разбора средств, чрез обман в сделках и торговле, чрез неправый рост и воровство» (Св. Феофан Затворник).

16. Лжесмирение – притворное смирение, происходящее от желания показаться перед людьми лучше, чем ты есть на самом деле, приобрести их расположение ради успеха в земной жизни.

17. Лжепророки – ложные пророки, пророки, выдающие человеческие измышления и наветы падших духов за Божественные откровения.

18. Лень (праздность, тунеядство) – вялость и бездействие; проявление страсти уныния. Священное Писание определяет лень как нравственный порок. Христос обличал ленивых, нерадеющих о своём спасении. В притче ленивый человек не радеет о данном ему Богом таланте, и за это подвергнется суду: Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал (Мф. 25:26).

19. Мшелоимство – греховная страсть, заключающаяся в стремлении приобретать все новые и новые вещи, без их видимой пользы для себя, собирание ненужных вещей. Мшелоимство есть форма вещелюбия, когда вещи приобретаются ради самих вещей. «Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцов, горше и пребедственнее сребролюбия», – учит св. преподобный Лев Оптинский.

20. Сладострастие - блуд, похоть, распутство. Повышенное стремление к удовлетворению полового чувства, чувственным наслаждениям; вожделение

21. Содомский грех – противоестественное извращение, проявляющееся во влечении к лицам одного пола.

22. Честолюбие - стремление делать что-либо лучше других и добиваться большего, чем другие, часто сопряжённое с жаждой известности, славы, с любовью к почестям

23. Чревоугодие – пристрастие к вкусной и обильной пище. Страсть чревоугодия является корнем, первой из восьми главных страстей, её ещё называют «коренной» страстью. Виды чревоугодия: многоядение, сладкоядение, гортанобесие, пьянство, тайноядение.

24. Гортанобесие, - стремление человека к наслаждению от потребления вкусной пищи, получение удовольствия от органолептических свойств.

25. Сластолюбие, - любовь к наслаждениям. Страсть сластолюбия — хочу жить в своё удовольствие

26. Славолюбие,  - самовозношение. Страсть славолюбия принуждает человека говорить в своём сердце: кто как я

27. Сребролюбиетретья из восьми главных страстей, состоящая в ненасыщаемом, бесконечном увеличении внешних благ. Противоположной сребролюбию добродетелью является нестяжание. Сребролюбие – нарушение второй заповеди, идолопоклонство в чистом виде, поклонение «золотому тельцу»: «Нельзя служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24), то есть богатству..

28. Гордостьнаиглавнейшая греховная страсть, выражающаяся, по слову св. Иоанна Лествичника, в отвержении Бога и презрении людей. Гордость (наряду с тщеславием) считается наиболее опасной греховной страстью, поскольку ее повод лежит не в материальном (чувственно-воспринимаемом) мире, а в мире духовном. Так, блуд или сребролюбие, тянут человека к видимым временным благам, а гордость – к наслаждению своим падшим «я», к утверждению своей самости в противовес Богу и ближнему. Гордый человек превозносится над другими людьми своими мнимыми достоинствами, считая прочих людей ниже себя.

29. Самолюбие, - это грех самолюбия происходит потому, что человек согрешает именно тогда, когда желает поступить в угоду себе, своим интересам и удовольствиям, не считаясь с интересами или желаниями другого человека. При этом согрешающий, по причине своего самолюбия, чувствует нелюбовь к другому, которая выражается через равнодушие, злобу, раздражение, обиду и осуждение.

30. Тщеславие, - свойство человека, выражающееся в жадном поиске мирской славы, стремлении к почету, похвалам, в потребности признания окружающими его мнимых достоинств, и склонности совершать добрые дела ради похвалы.

31. Божба, - грех клятвы именем Божиим, произнесения имени Божия всуе, т.е. впустую, например: «Клянусь Богом», «Ей богу», «Вот тебе крест», «Боже мой» и т.п.

32. Богоху́льство, - непочтительное использование имени Бога, а также поношение любых объектов религиозного поклонения и почитания.

33. Суета (многозаботливость)отвлечение ума от Бога.

«Жизнь пребывающих на земле, обращенную на мирские заботы, можно признать суетою».

святитель Афанасий Великий

34. Ехидство, - злоба, язвительность, коварство.

35. Суеверия – суетная, т.е. ложная вера: в приметы, предзнаменования, гадания, обычаи..., т.е. идолопоклонство перед некоторыми предметами и народными преданиями. Основание суеверия всегда заключается в духовном невежестве – недостатке правильных религиозных познаний, в легкомысленности, а главное – в слабости или отсутствии истинной веры.

 

 


Назад к списку