Храм Казанской иконы Божией Матери - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

01_ТАИНСТВО

Таинство (греч. мистерион - тайна, таинство) -  такое священное действие, через которое тайно, то есть невидимым образом, подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.
   Св. Православная Церковь содержит семь таинств; крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение.
   Непосредственно в Евангелии упоминаются три таинства (крещение, причащение и покаяние). Указания о божественном происхождении других таинств можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и др.).
   Не сразу в Церкви оформились все семь таинств. Первая попытка систематизации таинств связана с именем св. Дионисия Ареопагита (1 в.). В книге «О церковной иерархии» им выделены шесть таинств. Первые же упоминания в православных источниках формулы седмеричного числа таинств без всякого отличия их состава от нынешнего встречаются в грамотах константинопольского патриарха  Иоанна Векка (13 в.) и в так называемом «Исповедании веры» византийского императора Михаила Палеолога и сына его Андроника.
   Святой Симеон, архиепископ Солунский (15 в.), так говорит о семи таинствах Церкви Христовой: "Семь даров Святого Духа, - говорит Исаия; семь и таинств церковных, совершаемых Духом Святым; таинства сии суть: крещение, миропомáзание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение".
В Символе Веры упомянуто только о крещении, потому что оно является как бы дверью в Церковь Христову. Только принявший крещение может пользоваться другими таинствами.
    Кроме того, в момент составления Символа Веры были споры и сомнения: не следует ли некоторых людей, как например еретиков, при возвращении их в Церковь, крестить вторично. Вселенский Собор указал, что крещение может совершаться над человеком только один раз. Потому и говорится - "исповедую едино крещение".
   Совершителем таинств является Бог. При этом соработники Господа - люди, которым Он Сам даровал право совершать таинства. Это - правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого находим в послании апостола Павла: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Кор. 4, 1).
Всем семи таинствам присущи следующие необходимые признаки:
1) богоучрежденность;
2) невидимая благодать, преподаваемая в таинстве;
3) видимый образ (последование) его совершения.
   Внешние действия ("видимый образ") в таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для человека, приступающего к таинству, поскольку по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей.
В каждом таинстве верующему христианину сообщается особый благодатный дар.
В крещении человек таинственно рождается в духовную жизнь;
в миропомазании получает благодать возвращающую и укрепляющую;
в причащении питается духовно;
в покаянии врачуется от духовных болезней (от грехов);
в священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения, молитвы и таинств;
в браке получает благодать, освящающую супружество, естественное рождение и воспитание детей;
в елеосвящении врачуется от болезней телесных посредством исцеления от духовных.
(Пространный Христианский Катехизис)
   Внутренняя жизнь Церкви есть таинственное содействие Христа, как Главы, с Церковью, как Его телом, в Духе Святом. "Тайна сия велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви", - пишет апостол Павел (Ефес. 5, 32).
   В таинствах молитвы соединены с благословениями в той или иной форме, с особыми действиями. Слова благословения, сопровождаемые священными внешними действиями, есть как бы духовные сосуды, которыми черпается и подается членам Церкви, нелицемерно верующим, благодать Святого Духа.
   Нужно различать действительность таинства (т.е. то, что оно само по себе есть благодатная подлинная сила) от действенности таинства (т.е. от того, насколько принимающий таинство удостаивается его благодатной силы). Таинства есть видимые орудия, которые благодатно действуют на приступающих к ним. Однако их плодотворность и обновляющая сила зависят от того, насколько благоговейно человек приступает к ним. Недостойное принятие их может повлечь за собой не оправдание, а осуждение. Благодать не стесняет свободы человека, не действует на него непреодолимо. Часто люди, пользующиеся таинствами веры, не получают от них того, что они могут дать: ибо не открыты для благодати сердца их или же они не уберегли принятых ими даров Божиих.
Вот почему бывает, что люди крещеные не только не исполняют обетов, данных ими или их восприемниками при крещении и не только лишаются благодати Божией, уже данной им, но нередко - к погибели своей духовной - становятся врагами Божьими, отрицателями, неверующими, отступниками. Этими жизненными фактами нисколько не умаляется достоинство таинств. Великие достижения святости, праведности, многочисленные мученики за веру, исповедники, подвижники и чудотворцы, ставшие еще на земле "земными ангелами, небесными людьми", - это достижения невиданные вне истинного христианства. Эти достижения являются действиями невидимой благодати Божией, полученной в крещении и миропомазании, возгреваемой через покаяние и причащение святых Таин и сохраняемой в смиренной и преданной Богу душе.
   Таком образом, необходимым условием для совершения и действенности таинства является присутствие:
1) объективной стороны таинства, которая состоит в его совершении правильно поставленным священнослужителем, соблюдающим определенную внешнюю форму и словесную формулу таинства. При соблюдении объективной стороны совершенное таинство будет действительным;
2) субъективной стороны таинства, которая заключается во внутреннем настроении и расположении человека, прибегающего к нему. Для человека, имеющего твердую веру и благоговение, совершенное таинство будет действенным. Впрочем, смиренно сознаваемая нетвердость веры, – это далеко не то, что упорное неверие. Ведь, по сути, только такое неверие и может являться средостением между Богом и человеком.
   Священнодействия, называемые таинствами,  есть как бы высоты в длинной цепи холмов остальных богослужебных чинов и молитвословий.
   В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является таинством.
Преп. Иустин (Попович) пишет:
   "Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. - И даже самое незначительное? - Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое "незначительное" священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом".
   Но Церковь выделяет семь главных таинств, которые отличаются от остальных тем, что в них дается некое особенное, новое качество человеку, некий особенный духовный дар, который изменяет жизнь человека - качественно изменяет. Поэтому не всякая молитва и не всякий молебен называются таинствами.

 

http://www.verapravoslavnaya.ru/?Tainstva-alf


Назад к списку